Нико Пиросмани: дом-музей в селе Мирзаани

АДРЕС: Сигнахи, село Мирзаани

АДРЕС НА КАРТЕ

Отец художника, Аслан Пиросманашвили, был садоводом. Потеряв отца примерно в восьмилетнем возрасте, Нико мог сохранить о нем определённую память и, возможно, помнил об отцовском занятии, выводя на своих картинах фруктовые деревья, выписывая плоды на столах и на натюрмортах, создавая свою Фруктовую лавку. Мать, кахетинка Текле Токлиакашвили, родом из соседнего села Земо-Мачхаани.

В зрелые годы Пиросманашвли изредка и ненадолго наезжал в Мирзаани, где жила его сестра Пупуца. Отложив денег, он даже простроил дом и оставил его сестре. Сейчас там дом-музей. С семи лет и до конца жизни Пиросманашвили жил в Тифлисе, покидая город по долгу службы на железной дороге, либо для выполнения живописных работ в провинции, либо для поездок в Мирзаани.

Примерно четыре года проработал Пиросманашвили на Заквказской дороге в должности тормозного кондуктора товарных поездов. На деньги, выплаченные управлением железной дороги, и на небольшие средства, собранные друзьями, Нико Пиросманашвили решил попытать счастья. Тоговлю молочными продуктами он начал за открытым столом без навеса, недалеко от Верийского спуска. Сейчас это центр города. Неподалёку возвышается гостиница «Иверия», а во времена Пиросмани это была еще не освоенная окраина. Конкурентов у Пиросманашвили поблизости не было, и дело пошло неплохо.

Со временем Пирросманашвили несколько раз менял местоположение своей лавки, а также – компаньонов. И хотя старанием и прилежанием он мог обеспечить себе материальную независимость, после нескольких лет торговли Пиросманашвили окончательно бросает это занятие, оставшись без куска хлеба и без крыши над головой. Говорят, у Пиросмани было две страсти: любовь к деревне и живописи. Уходя с железной дороги и бросая молочную торговлю, Нико Пиросманашвили шел к живописи. Среди заказчиков его картин преобладали духанщики, владельцы питейных заведений. Свои картины и вывески Пиросмани исполнял на жести, картоне, холсте, отдавая предпочтение специальной чёрной клеёнке. Общее количество написанных им картин около двух тысяч. Из них около двухсот двадцати хранятся в музеях и частных коллекциях.

Работа Пиросманашвили либо не оплачивалась вовсе, либо оплачивалась смехотворно скромно. Иные его шедевры, по свидетельству современников, были созданы за рюмку водки. Нередко деньги, вырученные за работу, Пиросмани оставлял тут же, в духане. Бессеребренник сторонился денежных расчётов и корыстных интересов духанщиков.

Источником подлинной легенды явилось появление в жизни (и в живописи) Пиросмани французской певицы родом из Эльзаса, некоей Маргариты. Именно эта история стала прототипом песни Аллы Пугачёвой «миллион алых роз».

Точной даты смерти Присмани не известно. Говорят, он умер в ночь на вербное воскресенье, на пасху, которую любил писать на своих картинах. Могила не известна, личных вещей не осталось.

Вид на Алазанскую долину

 

Нико Пиросмани

Нико Пиросмани

Нико Пиросмани

Нико Пиросмани

Нико Пиросмани

Нико Пиросмани
Картина художника Нико Пиросмани
Нико Пиросмани
картина художника Нико Пиросмани
Нико Пиросмани
картина художника Нико Пиросмани
Нико Пиросмани
картина художника Нико Пиросмани
Нико Пиросмани
картина художника Нико Пиросмани

Нико Пиросмани

Нико Пиросмани

Нико Пиросмани

Нико Пиросмани

Нико Пиросмани

перейти к другим ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМ КАХЕТИИ

перейти к КАРТЕ СИГНАХИ