ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ

ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ
ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ

Приглашаем в путешествие в удивительный мир художника Джованни Вепхвадзе. Безумно талантливый, одаренный Джованни Вепхвадзе владел несколькими иностранными языками, включая итальянский, французский, испанский, португальский, английский, писал интересные биографические рассказы, книги о художниках, искусстве и творчестве, создавал бесподобные картины. Старый Тбилиси его кисти – шедевры, трогающие за душу. Мир Тифлиса глазами художника удивителен, ярок, гармоничен.

Образованный интеллектуал, со свойственной аристократической скромностью и чувством юмора, он был бесконечно влюблен в Тбилиси. Картины Джованни Вепхвадзе с видами Тбилиси 19 века – это живописная песня….Иван Алексеевич Вепхвадзе предпочитал, чтобы его называли Джованни (из-за любви к Италии) и принадлежал потомственной династии художников Вепхвадзе.

“…Ты песня старого Тбилиси и натюрмортов ты король…” Светлана Паронян о Джованни Вепхвадзе

ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ
РОДСТВЕННИКИ ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ. фото: artlib.ru

Художник родился 13 марта 1949 года в Тбилиси. Закончив Тбилисскую Академию художеств (1973 г), участвовал в многочисленных художественных выставках в Грузии и за рубежом. Преподавал в Тбилисском художественном училище, издал сборники рассказов: “Записки художника” (2008 г), “Джованни рассказывает”. В Грузии работы художника находятся в Государственном музее театра, музыки, кино и хореографии (Тбилиси),  Дворце Дадиани (Зугдиди), резиденции экс-президента Шеварнадзе (Тбилиси), Институте грузинской литературы (Тбилиси). Джованни Вепхвадзе скончался в Тбилиси 3 мая 2016 года.

На картине “Моя родня”: “в верхнем левом углу – прадедушка, был генеральным директором фирмы Зингер в Тифлисе. В центре, женщина в черной шляпе, его дочь, моя бабушка с отцовской стороны, для нее существовала только одна профессия -художник (в крайнем случае – скульптор). Она считала что ее заслуга, что мой дедушка стал народным художником и что мой отец и я тоже художники. Слева прабабушка и прадедушка с отцовской стороны. Справа внизу прадед и прабабушка с материнской стороны, они бежали из Турции во время геноцида армян. Вверху справа родители моей мамы”. Комментарии Джованни Вепхвадзе

ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ
ПРОДАЖА КОВРОВ В ТИФЛИСЕ. Джованни Вепхвадзе
ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ
УГОЛОК ТИФЛИСА. Джованни Вепхвадзе

“Подобных уголков становится все меньше. Данный дом еще не разрушен, но частично модернизован. Балконы правда сохранились. В лавках сейчас мини или супермаркеты. Одноэтажных построек почти нет. Когда рисовал этот и другие работы на тему Тифлис старался приблизить архитектуру к первоначальной и приходилось убирать современные пристройки. Церковь на заднем плане (Сиони) сохранилась. Тифлис старое название города (19 век) сейчас чаще говорят Старый Тбилиси. Поскольку у меня сценки позапрошлого века, я предпочитаю название Тифлис. Эти балкончики характерны в Грузии только для Тбилиси и Сигнахи, в других городах Грузии их почти нет. Это скорее всего влияние востока и арабов. Я даю виды Тифлиса только лишь с одной целью – знакомить … с прошлым моего города. Цель показа моего творчества здесь не стоит. На выставках свой Тифлис не выставляю. Эти работы представляют интерес только для туристов и тех кто испытывает ностальгию по старому городу (таких тоже все меньше и меньше). Постепенно исчезает (если не исчез совсем) Тифлисский диалект, на котором говорил мой дедушка и отчасти папа”. Комментарии Джованни Вепхвадзе

ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ
ТИФЛИС. Джованни Вепхвадзе
ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ
УГОЛОК ТИФЛИСА. Джованни Вепхвадзе
ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ
СОСЕДНИЙ ДВОР. Джованни Вепхвадзе

Раньше в соседнем дворе жили жильцы, с которыми мы так или иначе общались. Постепенно все жильцы покинули этот двор и на их месте сейчас книжный магазин ПРОСПЕР БУКС и какое-то кафе, где иностранцы пьют отвратительный кофе (сужу по запаху который доходит до нас). Еще настроили третий этаж и от экстерьера ничего не осталось. Фигура на втором этаже слева- это я. У меня была копия этой работы, которую у меня приобрел Худфонд Грузии, а некоторое время спустя подарили официально Л.И. Брежневу (предварительно убрав мою подпись с обратной стороны холста дубляжем. С тех пор ставлю подпись с лицевой стороны). Брежнев слышал только благодарности в свой адрес. Но в тот застойный период людей не выдавливали со своих домов. Все, что произошло с соседним двором и постепенно происходит с нашим, это уже эпизоды новейшей истории. Сейчас у нас соседей почти не осталось. Тбилисские дворики практически теряют свою самобытность. Это уже не двор, это большой офис. На первом этаже справа пьют кофе только иностранцы. В других местах может быть кофе вкуснее и дешевле, но здесь иностранцы хотят быть среди своих и без грузин. Дерево давно срублено, во дворе столики с зонтиками. Кошки и собачки по двору больше не ходят и у меня нет больше никакого желания птсать этот двор. Комментарии Джованни Вепхвадзе

ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ
МАЙДАН-ТИФЛИС. Джованни Вепхвадзе

“…когда вижу как на моих глазах перестраивают этот город, я не чувствую себя счастливым. В городе остается все меньше мест достойных быть нарисованными. Мне очень и очень жаль. Тифлиса давно уже нет, остались отдельные уголки старого Тбилиси и это настоящая трагедия красивого некогда города и его истинных горожан. Потомственный тбилисец Джованни”

ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ
АВЛАБАРСКИЙ МОСТ. ТИФЛИС. Джованни Вепхвадзе

Этого вида нет даже на стариных фотографиях. Я его собирал из нескольких источников. Он приближен к действительности, но не могу гарантировать стопроцентную точность. Этого вида больше не существует. Ни одно здание (кроме церкви Метехи, в верхнем левом углу и крепости Нарикала, в верхнем правом углу) не сохранилось. Кирпичные стены моста я застал. Справо от Церкви здание крепости-тюрмы, где держали революционера Камо, который погиб, его ехавшего на велосипеде задавил автомобиль. В то время в Тифлисе было не более трех машин и одна задавила Камо. Была улица названа в его честь. Сегодня и она переименована. Плоты плавают только раз в году, на празднике “Тбилисоба”. Идея праздника Тбилисоба воссоздать картинки Старого Тбилиси с его персонажами, нечто вроде карновала. Он проводится ежегодно в последние субботу и воскресенье октября. В эти дни из деревень крестьяне привозят свою продукцию и дешево продают горожанам. В районе старого Тбилиси скопление народа, люди пьют вино и кушают шашлыки. Слышна музыка шарманки и национальных инструментов (вроде тех что у меня в натюрморте). Танцуют в национальных костюмах танцы (вроде лезгинки), продают сувениры, кинжалы и тому подобное, художники выставляют на продажу свои работы с видами Старого Тбилиси. И так два дня. После Розовой революции Тбилисоба приобрел некую европейскую окраску. Идея Тбилисоба мне всегда нравилась, а исполнение оставляло и оставляет желать лучшего.

ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ
ТБИЛИССКИЙ ДВОР. 2006 год. Джованни Вепхвадзе

“Это типичный тбилисский двор. Этот этюд я написал в прошлом году в районе Сололаки. Сейчас очень жалею, что столько тбилисских этюдов продал за гроши и сейчас у меня даже фотографии их не сохранились. Старые тбилисские дворики (их почему то называют итальянскими двориками) очень живописны. Достаточно их кое как написать и получается неплохой этюд. Так что если в этом этюде что-нибудь и есть, то это достоинство скорее мотива чем художника”. Комментарий Джованни Вепхвадзе

ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ
МОЙ ТИФЛИС И ПИРОСМАНИ. Джованни Вепхвадзе

“В центре композиции под синим балконом из которого выходят мои друзья художники Автандил Варази и Альберт Дилбарян (ныне ушедшие) с лева от них стоит Пиросмани и рядом с ним его картина “Рыбак” а под балконом вывеска Пиросмани. На картине в основном изображены мои друзья и родители. К сожалению на фото трудно разобрать. А название весьма условно”. Комментарий Джованни Вепхвадзе

ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ
ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ ТИФЛИССКИЙ ТРАКТИР. 2006 год. Джованни Вепхвадзе
ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ
ПИВНАЯ. 2008 год. Джованни Вепхвадзе

ТИФЛИССКИЙ ТРАКТИР ” Это был эскиз одной ненаписанной картины посвященной Пиросмани. С картиной медлил, а затем передумал ее писать. А эскиз ушел. Так что теперь совсем не напишу, (во всяком случае эту). После этого эскиза написал другой (наподобие), но там действие происходит в пивной и присутствуют только мои друзья и коллеги художники. У стойки стоит в шляпе Пиросмани. Он довольно часто встречается в моих работах на тему Тифлиса…Присутствующие на эскизе лица выдуманные. Если бы я написал картину то там обязательно бы использовал конкретных лиц, написанных с натуры. Наизусть я рисовать не умею, только для эскизов может сойти. Ничего не может сравниться с натурой. Писать картину наизусть без натуры считаю несерьезным (даже для тех художников ,что умеют рисовать наизусть). Своих друзей я написал в другом эскизе (наверно он тоже останется эскизом) под названием “В пивной или тост за искусство”. Это скорее групповой портрет грузинских живописцев ,из числа моих друзей и знакомых.”

ПИВНАЯ “Дружеский шарж. Здесь изображены мои друзья и коллеги – грузинские живописцы, многие из которых упомянуты в моих рассказах в “Джованни рассказывает”. Персонаж в синей рубашке, у кого “самое глупое лицо”… это Авто Варази, известный грузинский художник, исполнитель главной роли в фильме “Пиросмани”. Может у него такое лицо потому что он слегка выпил. …Это тот, что на ступеньках, с галстуком. Мои комментарии о Пиросмани. То что такой человек был, это факт. Мой дедушка сам его видел. Я писал, что большинство работ приписываемых Пиросмани, нарисовали братья Зданевичи, которые его и открыли. Наверняка сам Пиросмани рисовал только вывески духанов и трактиров. Я в нескольких своих рассказах упоминал его. Мои версии даже использовались некоторыми грузинскими искусствоведами, так как были основаны на высказываниях его очевидцев.” Комментарии Джованни Вепхвадзе

ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ
КЕИНОБА В ТИФЛИСЕ. 1985 г. Джованни Вепхвадзе

“Кеиноба” – это народный праздник-карнавал в старом Тбилиси. В прошлом, когда Тбилиси находился под властью Ирана , наместники собирали большие налоги с горожан. “Кеин” означает “правитель”. Освободившись от ига завоевателей, народ каждый год устраивал карнавал в память о тех временах. Карнавал носил характер шествия ряженных в костюмах исторических поработителей и над этими персонажами в шутку издевались. В 1894 году этот праздник власти запретили. Я написал несколько картин на данную тему и по иронии судьбы две такие картины у меня преобрели для подарков, одну президенту Турции, а другую президенту Ирана”. Джованни Вепхвадзе

ПРОДОЛЖЕНИЕ – ИСТОРИЯ ТИФЛИСА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ